Irina (irishka_e) wrote in rosa_ventorum,
Irina
irishka_e
rosa_ventorum

Текст: Гвоздев А.А. Массовые празднества на Западе. Часть 4

Гвоздев А.А. Массовые празднества на Западе.- Л.,1926

Цеховые празднества в Нидерландах

Особое место среди городских празднеств эпохи торгового капитализма занимают выступления так. наз. „риторических камер" или риториков (Rederijkers) в Нидерландах XV—XVI веков. По четкости организации многообразно разветвленной сети драматических и поэтических кружков, „риторики" выделяются из общей массы городских „поэтических" обществ позднего средневековья и являют собой интереснейший пример самодеятельности нового класса торговой буржуазии.
„Риторические камеры" начинают образовываться в конце XIV века, вытекая из различных истоков. Они возникают из церковных братств, шутовских сообществ и из союзов стрелков, собиравшихся ежегодно на состязания для стрельбы из лука, позже из ружей. Первоначально, литературная деятельность этих „камер" или кружков ограничивалась сочинением и исполнением пьес духовного содержания. Но постепенно поле их деятельности расширилось и захватило всю область „риторики", т. е. поэзии и ее устного исполнения, и с этих пор члены камер стали называться „риториками" — Rederijkers. Эти общества ремесленников и купцов в Нидерландах взяли на себя попечение о поэзии, также как мейстерзингеры в Германии, уделявшие преимущественное внимание музыке. Каждая „Камера" имела свой герб с символическим значением, снабженный соответственной надписью или девизом (Devies), нередко составлявшимися в форме загадки-шарады. В Нидерландах мы встречаем среди наиболее знаменитых и древних „камер": „Альфу и Омегу" в Ипре (уже в XIV веке), „Фиалку" в Антверпене (с 1400 г.). Такие же общества с аналогичным „цветистыми" наименованиями имеются в Брюсселе (с 1401 г.), в Генте (с 1448г.), в Брюгге (с 1528 г.), а также в целом ряде других городов и местечек южных и северных Нидерландов (Гарлем с 1503 г., Амстердам с 1517, Роттердам, Лейден и др.). В течение XV века почти каждый город Южных и большинство городов южной части Северных Нидерландов имел свои „камеры риториков", позднее, в XVI и в XVII столетиях начавших развиваться также и в деревнях.
Каждая „камера" возглавлялась особым бюро старшин, в состав которого входили: декан, знаменосец, шут и „фактор". Последний, исполнял не только обязанности секретаря, но и присяжного стихотворца, перелагавшего все возложенные на него поручения в стихотворную форму. „Фактор" являлся главным ответственным поэтом камеры; остальные ее сочлены могли ему помогать, добровольно сочиняя пьесы и стихи, но главная их обязанность сводилась к исполнению порученных им ролей при театральных представлениях.
Все камеры различных городов образовывали род художественного союза, учрежденного в целях соревнования в области поэтического и актерского искусства. Вошедшие в союз кружки считались „свободными", в отличие от „несвободных" камер, которые могли войти в союз только после „конкурсного" испытания на одном из празднеств. Попытка централизовать камеры, предпринятая в 1493 году Филиппом Красивым, собиравшимся подчинить все кружки одной „суверенной камере" гор. Гента, окончилась неудачей. Отдельные сообщества не признавали распоряжений „центра" и ревностно охраняли свою независимость.
Главным связующим звеном между двумя-тремя сотнями кружков, существовавших в XVI веке, являлись их „поэтические состязания". Первоначально эти состязания примыкали к празднествам стрелков, повсеместно справляемым гильдиями св. Георгия и Себастьяна. „Риторики" сопровождали стрелков, направлявшихся на состязание в один из городов, и устраивали свои поэтические соревнования, разыгрывая те или иные пьесы. На одной из картин Альслота (Alsloot)( Процессия св. Гудулы на площади в Брюсселе) мы видим торжественное шествие стрелков на площади города Брюгге. В стройном порядке идут их отряды, стреляющие из ружей, а впереди каждого отряда везут или ведут огромные маскированные фигуры, являющие собою, вероятно, отголосок древних масляничных игрищ. Окна домов, выходящих на площадь, заполнены зрителями, во множестве собравшимися посмотреть на торжественное шествие. Так и первое поэтическое состязание камер, от 1408 года в Andenaerde, являлось, по существу, празднеством стрелковой гильдии. Но в течение XV века „риторики" обособляются от стрелковых гильдии и организуют свои празднества самостоятельно. То одна, то другая камера берет на себя инициативу и устраивает празднество. Постепенно выработался обычай, согласно которому, камера, выигравшая первый приз, приглашала другие камеры на празднество, назначая его на следующий год. Городские власти щедро отпускали средства на устройство подобных торжеств.
Приглашение рассылалось в форме стихотворения, в котором указывались условия состязания, тема поэтических произведений и установленные призы. Победители получали обычно серебряные, позднее и жестяные сосуды 1.
1 Отсюда, от назначенной в качестве приза, драгоценности (juweel) ведет свое происхождение наименование общегородского состязания- Landjuweel; если приглашались только отдельные камеры на состязание в одном из сел, то празднество называлось Hagespel.

Первый приз выдавался за лучшее драматическое произведение, сочиненное на заданную тему. Но и за лучшее исполнение его на сцене присуждались такие же награды. Далее шли призы за стихотворения, за песни и за мелкие поэтические импровизации. Весьма характерно, что с течением времени награды стали выдаваться за оформление целого ряда иных моментов празднества. Так, например, назначались призы за наиболее пышный „вход" в город (incomen) богато костюмированных сочленов камеры, за лучшую иллюминацию гостиницы, в которой останавливались „риторики" на время трех-четырех-дневного празднества, за самый красивый рисунок на знамени, за наиболее удачную реплику шута и т. п. Соревнования по поводу наиболее пышного „входа" и блестящих иллюминаций превратили эти празднества в дорогостоющее удовольствие: „Но страна была богата и городские власти охотно и щедро отпускали необходимые средства" 1. Участие художников в состязаниях обеспечивало нарядность и привлекательность внешнего оформления празднества. Как видно из архивных документов, опубликованных van der Straeten'ом2, участники состязаний нередко получали награды в виде нескольких бочек вина, при чем акты всегда указывают сорт вина (бургундское, из Пуату и т. п.), его цену, место разлива и место, где оно было сообща роспито. При этом заключении празднества нередко разыгрывался под вечер теми же членами камеры веселый фарс на простом деревянном помосте, сооруженном на площади, вблизи той гостиницы, где праздновали свое торжество победители в этих своеобразных театральных состязаниях. К наиболее знаменитым из общегородских празднеств относится состязание в 1539 году в Генте (в котором принимали участие 19 камер) и Landjuweel 1561 года в Антверпене, богатство и разнообразие которого давно уже обратили на себя внимание историков 3. Насколько были распространены эти состязания видно из того, что за период от 1500 до 1565 года сохранились сведения о 63-х празднествах.

1 См. Те Winkel, Grundriss der Germ. Philologie II B. I. Abt, стр. 481, где указана литература по данному вопросу.
2Van der Straeten. Le theatre villageois en FIandre. Bruxelles 1881 г., 2 т.
3 См. Edw. van Even. Het Landjuweel te Antwerpen in 1561. Leuven. 1861.


Драматические празднества и состязания риторических камер интересны не только, как замечательный образец самодеятельной художественной работы торговой буржуазии, в эпоху, когда она завоевывала свои права от феодальной аристократии и духовенства, но и как пример тесной связи искусства и жизни, организованной в четкие формы кружковой деятельности. Нет сомнения, что эти камеры или кружки во многом содействовали развитию духа солидарности и классового сознания, который проявился в форме активной политической борьбы в годы первой буржуазной революции, вспыхнувшей в Нидерландах в 1557 году и приведшей к победе буржуазии над остатками феодализма. Историки литературы, рассматривавшие деятельность риторических камер преимущественно с эстетической точки зрения, обычно подчеркивают малую художественную ценность их творений, связанных узким кругом поэтических формул и правил. Но если двухвековая работа камер и не привела к расцвету драматической поэзии, которая могла бы по своей художественной законченности равняться с произведениями Шекспира или Мольера, возникшими в окружении меценатствующей придворной аристократии, то она подготовила живое участие широких слоев населения в разрешении моральных, богословских и политических вопросов, сыграв весьма определенную роль в деле осознания молодой буржуазией своих классовых интересов и противопоставления их старому порядку. Агитационный характер пьес, разыгрывавшихся на празднествах, вызвал в годы нидерландской революции введение предварительной цензуры (1559 г.). Но эта мера запоздала, так как десятилетия, предшествовавшие ей, уже приучили население к критической оценке происходящих вокруг событий, освещавшихся в театральных представлениях „риториков", в особенности в излюбленных ими фарсах, с точки зрения революционно-настроенного класса, который и выступил вскоре на активную защиту своих интересов в Нидерландской революции 1557 года, с оружием в руках борясь с испанским владычеством и охраняемыми им остатками феодализма.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments