Irina (irishka_e) wrote in rosa_ventorum,
Irina
irishka_e
rosa_ventorum

Текст: Гвоздев А.А. Массовые празднества на Западе. Часть 6

Гвоздев А.А. Массовые празднества на Западе.- Л.,1926

Рыцарские игры и празднества придворно-аристократического общества

Начиная с эпохи феодализма, когда крупные землевладельцы, сеньеры, взяли на себя покровительство мелким земельным собственникам-вассалам и обязали их военной службой, начинают складываться различные игры и празднества военного характера, вскоре принимающие форму организованных турниров. После развития городов, эти празднества не исчезают. Напротив, они развиваются и становятся одним из пышных зрелищ, при помощи которого дворянство охотно агитирует в свою пользу среди городского населения. Турниры театрализуются и, оставаясь в среде дворянства, вызывают подражания среди других слоев населения города—ремесленников и буржуа. Таким образом в город вливается еще один вид зрелищ, формы которого определяются преимущественно традициями рыцарского, дворянского класса, вступающего тем самым как бы в борьбу с празднествами церковными и цеховыми, оспаривая у них влияние над городом. Так как имущая часть города обычно соединялась с высшими сословиями на почве отстаивания общих интересов, то эти дворянские празднества находят в нем сочувственную среду, являясь в то же время средством выявления самодеятельности придворно-аристократического общества.
Последнее выработало в своей среде многообразные празднества, которые, оставаясь в пределах дворца или замка и отмечая все семейные и политические события, связанные с той или иной знатной семьей или династией, дали повод к развитию праздничной музыки, пения, танцев в так называемых интермедиях и междуяствиях, впоследствии эволюционирующих через пасторали к оперно -балетному театру. Эта интернациональная подготовка оперно-балетного театра внутри дворца не входит в кругозор нашей статьи. Но о ней необходимо вспомнить, говоря о дворянских празднествах, вынесенных на улицу и приобретающих массовый характер, ибо они также способствуют эволюции празднеств по направлению к оперно- балетному театру придворного аристократического общества XVII и XVIII вв.
Возникшие еще в средневековье воинские упражнения дифференцируются на определенные виды и приобретают национальные особенности, распространяясь по всей Западной Европе. Намечаются три основных типа рыцарских празднеств: 1) турнир в собственном смысле слова—являющий собою сражение между двумя партиями, 2) джостра (фр. joute, нем. Tjost)—ряд поединков один на один, 3) „багордо" (фр. bohourd, нем. Buhurt)—маневрирование с оружием в руках.
В Италии в XIII и XIV веках распространен наиболее второй тип —„джостра", которым празднуется всякое общественное событие. Первоначально это—военное упражнение, в котором рыцарь учится управлять конем и владеть копьем. Но в XIV веке джостра, развиваясь, приобретает характер спортивного состязания и вокруг нее начинает создаваться спортивная обстановка. Удары копьем классифицируются и нормируются, специальные судья и нотарии, сидящие на трибунах, оценивают и записывают удары, победитель получает особый приз. На площадь города съезжается большое количество приглашенных рыцарей и состязание длится иногда несколько дней, развертываясь в оживленное празднество. По сторонам поля устраиваются трибуны с ложами для судей, для дам и для знатных зрителей, намечая ярусы и ложи будущего рангового театра. Площадь переполняется народом и Петрарка, рассказывая о венецианской джостре 1364 г., устроенной по случаю взятия острова Крита, говорит: „Внизу нет свободного местечка, так что, как говорится, и зерну негде упасть:
огромная площадь, самый храм (св. Марка), башни, крыши, портики, окна, не только полны, но переполнены и набиты: невероятное множество народа скрывает лицо земли, и радостное, многочисленное население города, разлившись вокруг по улицам, еще увеличивает веселье" (1). Трубят трубы при выезде на разукрашенных конях рыцарей, одетых в блестящие ткани и доспехи. Вызов на бой театрализуется, и сам поединок или сражение двух групп приобретает драматический характер.
Турнир—сражение двумя отрядами, — развивается во Франции, откуда и передается в другие страны. Здесь две партии рыцарей сражаются мечами и палицами и бьются под конец в общей свалке. Въезд участников, иногда до 400 человек, происходит по партиям во главе с предводителем отряда. После стычек один на один и атак в сомкнутом или рассыпном строю начинается общее сражение более опасное и бурное, чем джостра.
Багордо — третий вид военных празднеств, — совсем устраняет опасность для участников его и облекается в изящную форму „оружейной игры" с многообразными кавалерийскими эволюциями, в которых рыцари показывают свое умение владеть оружием и конем, или же особую ловкость при преломлении копья о специальное чучело воина („квинтана") или в кольце, подвешенном на пути (corso all'anello, courses des bagues).
Турниры в их различных видоизменениях устраивались чаще всего по случаю свадьбы, рождения, заключения мира и в связи с иными событиями, близко затрагивавшими интересы феодалов. Государь или сеньер, собиравшийся устроить турнир, оповещал о нем города и замки через посредство глашатаев. На турниры стекались знатные рыцари, которые вывешивали из окна дома, в котором они останавливались, свое знамя и посылали свои шлемы и щиты судьям турнира, которые выставляли их на видном месте. Эти щиты и шлемы обозревались дамами, которые имели право отвода того или иного рыцаря. Затем рыцари давали клятву соблюдать все законы турнира и только после соблюдения этих формальностей допускался их въезд на площадь состязания. Характерно, что во Франции этот въезд рыцарей очень рано облекается в явно театральную форму 2).
К концу XVI века театральный характер турниров сказывается особенно ярко. Для примера можно взять празднество, устроенное во Флоренции в 1579 году по случаю свадьбы Франческо Медичи герцога Тосканского с знаменитой венецианкой Бианка Капелло. Благодаря описанию одного из придворных художников, Гуальтеротти, принимавшего деятельное участие в декоративном оформлении празднества, мы имеем подробные сведения о всех его деталях. Празднество раскидывается на дворе дворца Питти в окружении садов Боболи. Оно происходит ночью, и 1.800 различных источников света создают феерическое освещение дворца, сада, особо выстроенных гротов и декораций с перспективными полотнами. 16 гравюр, приложенных к описанию, дают наглядное представление о колесницах, на которых въезжают рыцари, костюмированные в связи с тем или иным замыслом декоративного убранства колесницы. Мы встречаем здесь театрализацию выхода рыцарей, облеченную в пышную форму барокко. Под артиллерийские выстрелы раскрывается грот, открывая вид на Венецию и бурное море (перспективная декорация). Выезжают колесницы в форме персидского трона, в форме огромного дракона о 5 головах с разверзающимися крыльями. Далее следуют колесница „Ночи", заполненная аллегорическими фигурами (эфир, небо, сон, ночные птицы, тени и животные), при чем „Ночь" изображает известный певец Caccini, который поет под музыку П. Строцци слова мадригала Палле Ручеллаи в сопровождении звуков виолы. Затем въезжают колесницы—Венеры, влекомой лебедями; Азии и Африки—в форме серебряной раковины; колесница в форме горы, которая разверзается, открывая вид на рощу с дикими зверьми. Выезжают „Дельфин" с раскрывающейся пастью, „Марс" на колеснице в форме огромного скорпиона, при чем в момент, когда Марс читает свои приветственные стихи, на копье его загорается звезда. После диковинного шествия свиты богини Фетиды в сопровождении вереницы фигур, олицетворяющих Адриатическое море, выезжает последняя колесница в форме венецианской галеры с различными персонажами и полным военным снаряжением корабля.
С каждой из колесниц сходит один из рыцарей, участников состязания. Но само состязание (поединки у барьера) уже отступают на задний план, предоставляя первое место пышной театральности костюмов, колесниц, декораций, иллюминаций и эффектных группировок отдельных моментов парадного шествия. Введение вокальной и инструментальной музыки, хоровое и сольное пение уже подготовляют, вместе с многообразными декорационными эффектами на мифологические или фантастические сюжеты — оперно-балетные постановки и оперный театр, который через два-три десятилетия спустя (вскоре после 1600 г.) утвердит на сценических подмостках те же элементы аристократического празднества, придав им более стройную драматическую композицию. Связь между оперно-балетным театром XVII века и охарактеризованными нами празднествами гораздо более тесная, чем то обычно предполагают историки музыки, мало затрагивающие бытовое окружение изучаемого ими искусства 3).
Столь же пышной театральностью отличаются и кавалерийские состязания, которые мы находим в той же Флоренции, а также во всех центрах придворно-аристократической жизни первой половины XVII века. Но если описанное нами выше празднество в Палаццо Питти 1579 года является примером самодеятельного театра аристократического общества, в котором и зритель и исполнители являются членами одного и того же замкнутого придворного круга, то кавалерийские празднества, так наз. feste a cavallo, развертываются не на закрытом дворе или в саду дворца, а выносятся на площадь города и тем самым становятся доступными, как зрелище, всему городскому населению, агитировать которое в пользу того или иного князя они и предназначены. Укажем для примера на кавалерийское празднество во Флоренции 1616 г., устроенное по случаю прибытия князя Урбинского (principe d'Urbino), и запечатленное на 5 гравюрах Калло (Guerra di Bellezza). Военный парад, в котором принимают участие конница и пехота, облекается в драматическую форму, снабжается прологом и эпилогом и выполняется так, как фиктивная битва двух экзотических королей (Лидии и Армении), сражающихся за красоту возлюбленных ими принцесс. Эскадроны конницы и отряды пехоты появляются на арене в богатых костюмах различных цветов для каждого отряда, а въезд их предводителей совершается на богатейших колесницах, окруженных толпами маскированных персонажей. После парадного шествия и сражения, проведенного по заранее намеченному декоративному рисунку, начинается конный балет (il Ballettoa Cavallo). Такое же празднество, также гравированное Калло, было устроено в 1615 г. на той же площади Санта Кроне во Флоренции, при чем одна из гравюр Калло в точности передает 15 фигур, которые образовывали во время сражения конница и пехота, при чем три последних чертежа намечают эволюции „Конного балета", когда всадники заставляют гарцовать своих коней под звуки инструментов и пение хора. В заключение празднества все участники проезжают вместе с колесницами по улицам Флоренции, распевая песни и ослепляя толпу, собравшуюся ночью, блеском сотен факелов и пышностью маскарадных костюмов. Характерно, что главными устроителями такого военного празднества являются придворный балетмейстер (A. Ricci), художник Джулио Париджи и музыкант Джаконо Пери—все трое работники оперного театра, который через несколько лет оформляется во Флоренции 4).
С этими празднествами следует сопоставить „Карусели", получившие широкое распространение во Франции XVII века в эпоху расцвета абсолютизма. Особенно прославилась своей сказочной роскошью „карусель" 1662, на парижской площади (между Лувром и Тюильри) получившей свое название от этого празднества. На площади были выстроены громадные трибуны для многих тысяч зрителей, в течение двух дней созерцавших многообразные рыцарские игры, в которых участниками выступали Людовик XIV, его родственники и ближайшие придворные. Отдельные отряды были костюмированы под „римлян", „персов", „турок", „индейцев" и „дикарей".
Во французских „каруселях", также как в итальянских „багордо", чисто декоративная сторона зрелища разработана особенно богато. Помимо преломления копий в различных сочетаниях, здесь играют главную роль живописные группировки коней и всадников, в быстром беге образующие заранее намеченные хореографические фигуры. Пышность и блеск, окружавшие эти дворянские празднества при Людовике XIV, быстро поблекли, и карусели исчезли вместе с разложением французской монархии в следующем столетии. Остатки их доживают еще некоторое время свой век в официозных празднествах при различных дворах, в том числе и в России 19 века, все более обезличиваясь в кругу дворян офицеров кавалерийских полков.

1) Интересный очерк посвященный этим трем видам рыцарских военных празднеств в Италии XIII—XIV вв. читатель найдет в содержательной статье М. Гудковского „Турниры в Италии на исходе средних веков" в сборнике "Средневековый быт" (изд. «Время», 1925 г.) Из иностранных монографий укажем на книгу R. Coltman Clephan, The Tournament, its periods and phases London. Methuen & C°
2) Разбор турниров, как формы зрелища, подготавливающей появление оперно-балетных постановок при дворах французских королей, дан в первой главе книги Н. Prunieres. Le ballet de cour en France P. 1914.
3) О соотношении празднеств и оперно-балетного театра см. статьи А Гвоздева в "Очерках пэ истории Европейского театра" (Academics, 1923 г.) и в сборнике "0 театре" временника Отдела Истории и Теории театра ГИИИ (Academia 1926).
4) Описание этих празднеств с приложением гравюр Калло, можно найти в брошюрах, хранящихся в Публ. Библиотеке (Guerra d'amore и Guerra di Bellezza) изд. 1615 и 1616 г.г. во Флоренции.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 1 comment